|
|
|
|
||
Секрет духовной силы Пророк Исаия провозгласил проклятие на Израиля: “Горе непокорным сынам, говорит Господь” (Ис. 30:1). Еврейское слово, переведенное здесь как “горе” означает глубокую печаль и скорбь. Что же сделал Божий народ, что так глубоко оскорбило Его? И почему Он назвал их непокорными? В конце концов, они не были язычниками – это были Его собственные дети. Какой ужасный грех они совершили, из-за которого Он называет их непокорными? Слово “непокорный”, которое использует Исаия в данном стихе, означает отступничество, строптивость, обращение в сторону. От чего же конкретно обращался в сторону Божий народ? И что стало причиной их отпадения? Ответ мы находим в следующей же фразе: “(Они) делают совещания, но без Меня, и заключают союзы, но не по духу Моему” (30:1). Выражение “заключают союзы” означает здесь, что они составляют свои собственные планы. Говоря просто, Бог сказал: “Мой народ больше не советуется со Мной. Они не ищут Моего водительства и совета, а вместо этого полагаются на плотскую мышцу, и всякий раз, когда они не ищут Меня, а обращаются за помощью к этому миру, они прилагают грех ко греху. Они оставили свое упование на сильную мышцу Господню”. Сегодня мы думаем, что непокорность – это отказ повиноваться Божьему Слову и обращение к наркотикам, алкоголю, блуд или другие тяжкие грехи. Но непокорность, о которой говорит здесь Бог – это намного более серьезно, чем эти грехи. Собственный Господень народ говорит: “Не будем утруждать этим Бога – у нас есть мудрость и воля, чтобы справиться самим”. Но Божий народ хорошо знал, что они должны уповать на Господа во всякой ситуации, какой бы она ни казалась незначительной. Псалмы постоянно напоминают нам об этом: “Как драгоценная милость Твоя, Боже! Сыны человеческие в тени крыл Твоих покойны” (Пс. 35:8). “На Тебя уповает душа моя, и в тени крыл Твоих я укроюсь” (56:2). “Ибо Ты помощь моя, и в тени крыл Твоих я возрадуюсь” (62:8). Народ Божий в то время переживал великий кризис. Ассирия объявила войну Иудее, и могущественный враг быстро приближался, имея тысячи колесниц. Это было источником всех кризисов для Иудеи. Их ситуация выглядела абсолютно безнадежной. Однако Иуда не обратился к Господу в своем кризисе. Они игнорировали Бога и вместо Него надеялись на свою собственную мудрость. Вначале они послали послов в Египет, чтобы просить фараона занять у его армии коней для битвы. Затем они попытались подкупить Египет, чтобы он сразился за них с ассирийцами. Короче, они искали подкрепления у нечестивых: “Не вопросив уст Моих, (они) идут в Египет, чтобы подкрепить себя силою фараона и укрепиться под тению Египта” (Ис. 30:2). Я недоумеваю, почему никто из иудейских лидеров не спросил: “А как поступали в такие грозные времена наши благочестивые отцы? В конце концов, мы имеем богатейшую историю великих избавлений. Где они искали совета? Как они находили помощь во время нужды?” Они могли бы вспомнить положение, в котором оказался Давид, когда армия филистимлян расположилась в долине Рефаимов. Давид только что был помазан в царя над Израилем, и он не знал, что делать. Библия говорит: “И вопросил Давид Бога, говоря: идти ли мне против филистимлян, и предашь ли их в руки мои?” (1 Пар. 14:10). Давид для своего руководства искал только одного Господа. Он не спрашивал совета ни у какого советника, хотя имел в своем окружении много мудрых людей (и Писание говорит, что у советующихся – мудрость). Но Давид пошел в молитве к Богу, прося об особом водительстве, и Господь даровал его ему: “И сказал ему Господь: иди, и Я предам их руки твои” (14:10). Бог благословил Давида, даровав ему великую победу, потому что он вопросил Господа. Но неожиданно филистимляне перегруппировались и возвратились в Израиль со свежими воинскими силами. В этот момент Давид мог бы подумать: “Тактика, которую подсказал нам Бог для сражения с этим врагом, сработала однажды, и мы просто используем снова этот же план”. Но Давид отказался полагаться на что-либо другое, кроме свежего слова от Бога: “И еще вопросил Давид Бога, и сказал ему Бог: не ходи прямо на них” (14:14). Я не верю, что у Бога есть два одинаковых плана. И Господь имел здесь для Давида новую стратегию. Он сказал ему: “Иди к ним со стороны тутовых дерев; и когда услышишь шум как бы шагов на вершинах тутовых дерев, тогда вступи в битву; ибо вышел Бог пред тобою, чтобы поразить стан филистимлян” (14:14-15). Я спрашиваю вас: какой бы военный советник мог дать такой совет? И кто мог бы поверить в такой план, если бы они услышали его? Я представляю, как военачальники Израиля говорят: “Давид, ты что, советуешь мне, чтобы мы сидели и слушали, не подует ли ветер в вершинах каких-то дерев? И что, это будет сигналом для атаки на филистимлян, означающим, что Бог предал их в наши руки? Уж не спятил ли ты?” Пути нашего Бога выше наших человеческих путей, и Его планы могут казаться полнейшей глупостью в глазах людей. Но наш Господь сверхъестественно действует посредством нашего послушания Его слову: “И сделал Давид, как повелел ему Бог; и поразил стан филистимский, от Гаваона до Газера” (14:16). Царь Аса является противоположным примером. В царствование Асы на Иудею напала миллионная армия ефиоплян, с великим множеством колесниц и всадников. “И воззвал Аса к Господу, Богу своему, и сказал: Господи! Не в Твоей ли силе помочь сильному или бессильному? Помоги же нам, Господи, Боже наш; ибо мы на Тебя уповаем, и во имя Твое вышли мы против множества сего” (2 Пар. 14:11). По существу, Аса взывал: “Господи, мы полагаем свое упование на Тебя”. Это был благочестивый царь, который “делал доброе и угодное в очах Господа, Бога своего” (14:2). Действительно, Аса “повелел иудеям взыскать Господа, Бога отцов своих, и исполнять закон Его и заповеди” (14:4). Когда пришел кризис, Аса пошел прямо к Богу в молитве. Ему не нужно было собирать комитет, который целыми днями занимался бы разработкой планов и схем. К его услугам было много мудрых людей – военных, политиков, стратегов, советников – но он прежде всего взыскал Бога. Аса молился: “Господи, что мне делать?” Бог ответил, дав Асе слово, и чудесным образом избавил Иуду: “И поразил Господь ефиоплян пред лицем Асы и пред лицем Иуды; и побежали ефиопляне” (14:12). Затем возник еще один кризис. Я верю, что это испытание было предназначено стать проверкой веры Асы. Согласно Писанию, “пошел... царь Израильский, на Иудею” (16:1), захватив город Раму. Но Аса не обратился снова к Господу, как некогда Давид. Вместо этого он сформулировал свой собственный план. Он подумал: “Та миллионная армия ефиоплян была совсем другим делом, и я нуждался тогда в Боге. Но эта израильская армия не представляет большой проблемы. Я могу справиться с нею своими силами”. Как же попытался Аса разрешить свою проблему? Он направил свои усилия, чтобы подкупить Сирию пойти войной против Израиля. Аса даже взял серебро и золото из сокровищницы храма и из царской казны, чтобы использовать его для подкупа. Затем он отправил послов, чтобы убедить сирийского царя Венадада разорвать мирный договор с Израилем и напасть на них. Казалось, план сработал. Сирия двинулась против Израиля, израильтяне оставили Раму и Аса снова взял во владение этот город. Разработанный собственноручно Асой план, который полностью игнорировал Бога, казалось, возымел успех, и царь похвалял себя за свою сообразительность. Но Господь был опечален. Он сказал Асе: “Так как ты понадеялся на царя сирийского и не уповал на Господа, Бога твоего, потому и спаслось войско царя сирийского от руки твоей. Не были ли ефиопляне... с силою большею и с колесницами и всадниками весьма многочисленными? Но как ты уповал на Господа, то Он предал их в руку твою... Безрассудно ты поступил теперь. Зато отныне будут у тебя войны” (16:7-9). По сути, Бог говорил: “Аса, некогда ты полагался только на Меня, и так как ты уповал, Я предал в твои руки великую армию. Но ныне ты понадеялся на свой собственный разум и на сириян. Ты знаешь, что на это не было Моей воли, и Я не хочу этого позволять. Аса, ты поступил неразумно, и отныне у тебя не будет мира, но война”. Многие из нас похожи на Асу. Мы получаем от Бога великое избавление и громко воздаем Ему хвалу и благодарение. Мы обещаем: “Господи, отныне я не хочу обращаться куда-либо или что-либо предпринимать, пока не вопрошу Тебя. Я буду молиться обо всем”. Но вот восстает очередной кризис, и неожиданно все идет по-другому. Мы думаем, что можем полагаться на свои прежние планы и успехи, и заканчиваем тем, что берем дело в свои собственные руки. Господь может позволить нашим собственным планам временно иметь успех, но, в конце концов, мы неизбежно окажемся в полнейшем смятении. Вы можете возразить: “Бог наделил меня хорошим умом, и я должен его использовать. Он хочет, чтобы я действовал. Да – но только после того, как получишь Его направляющее руководство в молитве. Мы никогда не познаем ум Господень, если будем полагаться на свой собственный рассудок. Апостол Павел говорит нам, что плотской ум не может разуметь духовных помышлений (см. Рим. 8:5-7). Скажем, вы одиноки и молитесь Богу, что-бы Он дал вам супруга. Это хорошо. Но через некоторое время вы становитесь нетерпеливыми и не хотите ждать установленного Богом времени для осуществления этого. Вы ожидаете, но нужный человек все не приходит, и вы обращаете свои взоры на некоторого человека. Неожиданно у вас возникает план, как заполучить его. Вы можете обрести для себя супруга, но подобно Асе, вы, скорее всего, получите войну, а не мир. Вы заплатите великую цену, на которую не рассчитывали – такую как гнев, непонимание и смятение. Что еще хуже, вы огорчите Господа. Вы услышите Его грозное слово к вам: “Но сила фараона будет для вас стыдом, и убежище под тению Египта – бесчестием” (Ис. 30:3). Он скажет: “Вы понадеялись на свою плотскую мышцу, хотя Я предупреждал вас, как это безрассудно. Теперь вы будете расплачиваться за неполное доверие Мне во всем. Вы окончите скорбью и смятением”. Бог сказал Исаии, Чтобы тот описал Его скорбь о непокорности Иуды. “Теперь пойди, начертай это на доске у них, и впиши это в книгу, чтоб осталось на будущее время, навсегда, навеки”. (Ис. 30:8). В сущности, Бог говорит: “Я хочу, чтобы отныне и до конца времени, все поколения знали о Моей глубокой печали по поводу подобного рода непокорности. Запиши это, Исаия, чтобы все люди, во все времена, понимали, как Я скорблю, когда они уповают на какое-либо мирское средство, а не на Меня”. Непокорность, которую описывает здесь Бог, является актом демонстративного неповиновения, противления Его полному господству и авторитету в нашей жизни. Это отказ искать во всем того, что угодно Его воле. Это включает не только важнейшие жизненные вопросы, но и мелочи: семейные дела, обиды, личные неприятности, и это касается всех аспектов нашего естества – духовного, физического, умственного – всего. Непокорность Божьему владычеству говорит: “Я сам могу справиться с этим. Я не должен докучать Богу”. Но Бог хочет, чтобы Ему докучали. Проще говоря, если вы не ищете Господа, чтобы Он руководил вами во всем – если вы не взываете к Нему о водительстве, не уповаете на Его верность, если вы пытаетесь действовать независимо от Него – вы находитесь в состоянии мятежа. Бог заявляет: “Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям” (Ис. 65:2). В свете Божьего предостережения, спросите себя: не находитесь ли вы в состоянии мятежа против Бога, несмотря на свою преданность, поклонение и праведное хождение? Вы можете молиться, поститься и добросовестно посещать церковь. Но не может ли в вашей жизни оказаться подобный род непокорности? Не может ли это оказаться причиною того, что вы переживаете смятение или борьбу и конфликты в своем доме, семье, на работе? Я ставлю этот же вопрос к служителям. Когда Бог смотрит на вас, не говорит ли Он: “Дитя Мое, иногда ты все еще исполняешь свое служение, не ища Меня. Я хочу быть участником во всем, от волос на твоей голове до подошвы твоих ног. Если ты не “вопрошаешь уста Мои” или не ищешь укрыться под сенью Моих крыл, ты непокорный”. Наш Господь хочет быть нашим хранителем: “Не дремлет и не спит хранящий Израиля. Господь – хранитель твой” (Пс. 120:4-5). Еврейское слово, переведенное здесь как “хранитель”, означает “страж, защитник, руководитель, проводник”. Наш Господь является бдительным, оберегающим Отцом, Который с великой радостью хранит и оберегает Своих детей. Фактически, в книге Исход Бог открылся Израилю под новым именем: Ревнитель: “Ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его – “ревнитель”; Он – Бог ревнитель” (Исх. 34:14). Обратите внимание: это имя было открыто в контексте предупреждения: “Ты не должен поклоняться богу иному”. В то время большинство израильтян ходили на “высоты”, или к идолопоклонническим алтарям, чтобы искать руководства. Когда им приходилось искать руководства у Господа, они служили Ему только устами. Это было идолопоклонство – явное и простое. Только Бог может знать будущее, и когда человек обращается к чему-либо, помимо Бога, за руководством, он поклоняется этому объекту. Это же справедливо и в отношении какой-либо надежды на астрологов, гороскопы или чтение звезд. На что вы надеетесь в отношении помощи, тому вы и поклоняетесь. Вы делаете из него бога. Наш Господь крайне ревнив в отношении Своей сохраняющей силы, и мы относимся к Нему с пренебрежением, когда не обращаемся за помощью только к Нему Одному. Именно за этот грех непокорности Бог поразил царя Саула: “Так умер Саул за свое беззаконие, которое он сделал пред Господом, за то, что не соблюл слова Господня, и обратился к волшебнице с вопросом, а не взыскал Господа. За то Он и умертвил его” (1Пар. 10:13-14). Божье Слово говорит ясно: преступление Саула заключалось в том, что он искал совета у других, вместо того, чтобы вопросить Господа, и Бог поразил его за это. Теперь мы подходим к секрету духовной силы Исаия перечислил ужасные последствия отказа Иуды уповать на Бога, как Своего хранителя: “Ваша непокорность приведет к тому, что ваши уши закроются для Божьего Слова. Вы больше не услышите пророческих предостережений. Вместо этого вы будете шумно требовать “приятного” евангелия, лживой проповеди, которая будет оправдывать вашу непокорность. И как вы презрели всякое исправительное обличение, вы отвернетесь от пути святости” (см. Ис. 30:9-10). В конце концов, Исаия объявил, что Бог разрушит все возведенные ими самими защитные стены: “Беззаконие это будет для вас, как угрожающая падением трещина... которой разрушение настанет внезапно, в одно мгновение. И Он разрушит ее, как сокрушают глиняный сосуд, разбивая его без пощады” (30:13-14). Бог говорит: “Я совершенно разрушу все то ложное, на которое вы уповали. Ваши планы рухнут”. Но затем Исаия открывает, как сердечно сострадает Бог Своему народу. Он настоятельно убеждает Иуду: “Тебе не придется больше жить в смятении, и ты не должен будешь переживать это внезапное разрушение. Бог предусмотрел для нас выход”. “Ибо так говорит Господь Бог, Святый Израилев: оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании крепость ваша” (30:15). Вот в чем, вкратце, заключается Божий секрет духовной силы: “Ваша сила - в тишине и уповании”. Слово “тишина” в еврейском оригинале означает “отдых”, что, в свою очередь, значит “спокойствие, расслабленность, свобода от всякого беспокойства и тревоги; быть в покое, лежать, опираясь на что-то”. Не много христиан имеют сегодня подобного рода тишину и упование. Многие верующие вовлечены в бешеную активность, устремляясь, как одержимые, к получению богатства, имущества, удовольствий. Даже в христианском служении Божьи слуги бегают повсюду в тревоге, страхе, ища ответов на конференциях, семинарах, в популярных книгах-бестселлерах. Все хотят водительства, разрешения проблем – того, что успокоило бы их дух. Однако они ищут это в каком угодно источнике, но не в Господе. Они не понимают, что Бог уже сказал для них слово, через Исаию: если они не обратятся к Нему, как к своему источнику, их усилия закончатся скорбью и смятением. Исаия описывает, что должна совершить в нас Божья праведность: “И делом правды будет мир, и плодом правосудия – спокойствие и безопасность вовеки” (32:17). Если мы поистине ходим в правде, в нашей жизни будет плод спокойного духа, тишины сердца и мира с Богом. Петр говорит о красоте “кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом” (1Петр. 3:4). Такой дух не имеет ничего общего с темпераментом или индивидуальными качествами личности. В конце концов, некоторые люди от природы склонны быть тихими и застенчивыми, в то время как другие просто болезненно впечатлительны. Нет, кроткий и спокойный дух, о котором говорит Петр, может стать нашим достоянием только благодаря Духу Святому, и Он дает его всякому, кто полностью полагается во всем на Господа. Но когда Исаия посмотрел вокруг, он увидел, что Божий народ бежит за помощью в Египет, уповая на человеков, надеясь на коней и колесницы. Пророк предостерег: “И египтяне – люди, а не Бог; и кони их плоть, а не дух. И простер руку Свою Господь, и споткнется защитник, и упадет защищаемый, и все вместе погибнут” (Ис. 31:3). Послы приходили. Вожди проводили чрезвычайные совещания по выработке стратегии. Все были в панике, причитая: “Что нам делать? Ассирияне идут, чтобы уничтожить нас”. Но Исаия заверил их: “Этого можно избежать. Обратитесь от своего отступничества. Раскайтесь в своей непокорности и уповании на других людей. Обратитесь к Господу, и Он покроет вас покровом мира. Он даст вам тишину и покой посреди всего, что вам предстоит”. Дух Святой дает нам силу, когда мы вручаем все свои нужды в Божьи руки и уповаем на Его могущество. Одним из примеров такого упования является Руфь. После смерти своего мужа Руфь жила со своей свекровью Ноеминью, которая была уже в преклонных летах. Ноеминь была озабочена благополучием Руфи и хотела обеспечить будущее своей снохи. Итак, она посоветовала Руфи лечь у ног богатого Вооза и просить исполнить свою обязанность по отношению к ней в качестве родственника. Вечером, после того как закончилось веяние ячменя на гумне, Вооз лег спать “возле скирда” (Руфь 3:7), укрывшись одеялом. Проснувшись на следующее утро, он с испугом обнаружил, что у его ног лежит женщина. (В присутствии там Руфи не было ничего аморального – это было общепринятым обычаем тех дней). Руфь сказала ему: “Простри крыло твое на рабу твою, ибо ты родственник” (3:9). По существу, она говорила: “Желаешь ли ты принять на себя обязательства в качестве моего родственника? Будешь ли ты обеспечивать меня? Короче, она спрашивала: “Желаешь ли ты взять меня в жены?” Это не было каким-то хитроумным манипулированием. Руфь и Ноеминь сделали все в божественном порядке. Мы можем быть уверены в этом, потому что Руфь вошла в родословную Христа. Когда Руфь рано утром возвратилась тогда домой, Ноеминь спросила ее: “Что, дочь моя?” (в англ. переводе – “Кто ты, дочь моя?”). Другими словами, она спрашивала: “Должна ли я называть тебя “обрученная Руфь”? Или же ты все еще вдовствующая Руфь?” Руфь рассказала Ноемини обо всем случившемся. Теперь послушайте, какой совет дает ей ее благочестивая свекровь: “Сиди спокойно, дочь моя, доколе не узнаешь, чем кончится дело; ибо человек тот не останется в покое, не кончив сегодня дела” (3:18 – англ. перевод). Ноеминь молилась об этом деле, ища Божьего руководства, и Бог дал ей совет. Он напомнил ей о законе, о родственнике – искупителе (который был прообразом и предвосхищением Христа). Итак, Ноеминь была уверена, что они с Руфью исполнили свою часть. Теперь пришло время сесть спокойно и уповать на то, что Бог исполнит обещанное. Она говорила: “Теперь все в Господних руках, Руфь. Просто расслабься и будь спокойна. Бог будет действовать сверхъестественным образом за тебя, так что тебе не нужно беспокоится, нервничать или что-либо предпринимать. Пусть твоей силою будет тишина и упование. Бог не даст Воозу покоя до тех пор, пока он не оденет тебе на палец обручальное кольцо”. В доме Ноемини воцарились спокойствие и мир. Никто не нервничал, кусая ногти и думая: “Сделает ли Бог это? Когда же это произойдет?” Эти две верные женщины могли отдыхать, петь и славить Господа за Его доброту. А как в вашем доме? Является ли ваш дом спокойной, мирной обителью? Или же это место сомнений, вопросов, беспокойства и тревоги? Не бегаете ли вы туда и сюда, волнуясь: “Как я буду оплачивать эти счета?” Когда приходит беда, ищете ли вы прилежно Бога, прежде чем обращаться к какому-либо другому источнику? И повинуетесь ли вы затем всему, что Он говорит вам делать? Наконец, являетесь ли вы спокойным, полным надежды и упования на Него, в ожидании результата? Если да, то ваш дом должен быть домом покоя и мира. Исаия перечисляет блага, которые приходят к тем, кто ожидает Господа во всех своих путях. “Блаженны все, уповающие на Него!...ты не будешь много плакать, – Он помилует тебя, по голосу вопля твоего... И уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя: “вот путь, идите по нему”, если бы вы уклонились направо, и если бы вы уклонились налево...у вас будут песни, как в ночь священного праздника, и веселие сердца” (Ис. 30:18-19, 21,29). Исаия говорит: “Если ты только будешь ожидать Господа – если воззовешь к Нему снова и обратишься, чтобы уповать на Него – Он сделает для тебя все, что я сказал, и более того”. Бог может просто сказать слово, и враг дрогнет перед нами: “Ибо от гласа Господа содрогнется Ассур” (30:31). Возлюбленные, нет такой проблемы, которую не мог бы разрешить наш Отец, или битва, которую Он не мог бы выиграть для нас, одним простым словом из Его уст. Исаия говорит, что “дуновение Господа” сожжет все на нашем пути (см. 30:33). Однако этот процесс упования на Бога во всем не является легким. Недавно в молитве я искал Господа в отношении ситуации с нашим церковным зданием здесь в Нью-Йорке. Одна строительная компания собиралась воздвигнуть наверху нашего здания 50-этажный отель. (Проблема заключалась в так называемых “правах на городской воздух”, то есть на пространство над существующими зданиями, которые ограничивают возможность дополнительного строительства. У нас не было этих прав в отношении верха нашего здания – для нас это было слишком дорого, поэтому мы не могли на законном основании воспрепятствовать этой компании сделать надстройку. В Манхэттене очень мало свободного пространства, так что даже воздушное пространство над зданием может продаваться как недвижимость). Я молился, чтобы ни один кирпич не был вынут из нашего здания. Я говорил Богу: “Отец, я доверяю это Тебе. Я искал Тебя в этом вопросе, и я хочу быть спокоен”. Вот как Он мне ответил: “Давид, Я удивляюсь, что ты можешь доверить Мне свою недвижимость, финансы и прочие материальные вещи, но все еще не хочешь доверить Мне твое физическое здоровье”. Я очень хорошо сознаю, что мне скоро перевалит за семьдесят, и я чрезмерно забочусь о том, что будет с моей семьей, когда я уйду. Обличительные слова от Господа поразили меня, как гром. Я предал в Его руки все свои материальные заботы, но не заботу о вечности. Я понял: “Господи, Ты хочешь, чтобы я доверил Тебе все, не так ли?” Да, дорогой святой, Он хочет, чтобы ты доверил Ему все – здоровье, семью, будущее – чтобы ты жил в тишине, уповании и покое. Иди же в свою тайную комнату и уединись с Господом. Принеси Ему все. Он обещал: “Ты слышал Мое слово позади себя, говорящее тебе, каким идти путем. Вот путь – иди же по нему”. Аминь!
|
||
|