|
|
|
|
||
УМ ХРИСТОВ Уничижить себя, чтобы стать слугой Христа и Его церкви. «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Филип. 2:5). «А мы имеем ум Христов» (1Кор. 2:16). «обновиться духом ума вашего» (Ефес. 4:23). Всё это – увещевания апостола Павла. Ими он как бы говорит народу Божьему: «пусть тот ум, который у Христа, – сам образ мыслей Иисуса, – будет также и вашим умом, вашим образом мыслей. Иметь Его склад ума – вот то единственное, к чему мы все должны стремиться». Но что же это значит, – иметь ум Христов? Говоря простыми словами, это значит думать и поступать так, как это делал Иисус. Это значит принимать решения о том, как нам нужно жить, исходя из того, чего хочет от нас Иисус, и действовать так. Это значит все силы нашего ума направлять на то, чтобы узнать, как на деле нам приобрести ум Христов. Каждый раз, когда мы всматриваемся в зеркало Божьего Слова, мы должны спрашивать себя: «является ли то, что я вижу в себе, отражением природы и образа мыслей Христа? Преображаюсь ли я в образ Христа от славы в славу от всех тех обстоятельств, которые Бог создаёт в моей жизни?» Согласно Павлу, вот каким должен быть Христов образ мыслей: «но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Фил 2:7). Иисус принял это решение, ещё будучи на небе. Он заключил с Отцом завет оставить Свою небесную славу и придти на землю в образе человека. Он принял решение сойти на эту землю в образе смирённого раба для того, чтобы послужить, а не для того, чтобы Ему служили. Всё это Христос выразил в словах: «Я иду исполнить волю Твою, Отче». Иисус решил ещё прежде всех времён: «Я отказываюсь от Своей воли ради того, чтобы исполнить Твою, Отче. Я подчиняю Свою волю Твоей. Всё, что Я буду говорить и делать, будет исходить от Тебя. Я жертвую всем, чтобы полностью зависеть от Тебя». В свою очередь, сутью завета Отца с Сыном было открыть Ему Свою волю. Бог сказал Ему, по сути, следующее: «Моя воля отныне никогда не будет сокрыта от Тебя. Ты всегда будешь знать, что Я делаю и как Я делаю это. Ты будешь иметь Мой ум». Сегодня многие из тех, кто считает себя последователями Иисуса, никогда не принимали решения жить так, как жил Господь. Наоборот, они очень хорошо уживаются со своей плотью, – со своими перепадами настроения, своими недостатками характера, своими тайными грехами. И они совершенно не хотят меняться. Они говорят: «такова моя натура. Я такой, какой есть». Но когда Павел смело заявляет: «я имею ум Христов», он этим говорит: «я также уничижил себя самого. Так же, как Иисус, я принял образ раба». И Павел утверждает, что то же должно быть верно и в отношении каждого верующего: «А мы все имеем ум Христов» (1Кор. 2:16). Когда Павел отказался от мирской славы, уничижив себя? Вы можете спросить: в какой момент и каким образом Павел встал на путь раба Божьего? Этот человек был гонителем верующих, по сути, убийцей. Как такой человек вообще мог приобрести ум Христов? Павел мог точно сказать, в какой момент его жизни это произошло. В 9-й главе Деяний говорится о том, как и где им было принято такое решение: в Дамаске, на улице, называемой Прямой, в доме человека по имени Иуда. В то время Павел был известен под именем Савл. Он шёл в Дамаск с небольшой группой вооружённых людей, чтобы арестовывать там христиан, возвращать их в Иерусалим, сажать в темницы и мучить там. Но Иисус явился Савлу на дороге в Дамаск, ослепил его и направил в Иудин дом, что на улице Прямой. «И три дня он не видел, и не ел, и не пил» (Деяния 9:9). В эти три дня происходило обновление ума Савла. Он проводил всё время в интенсивной молитве, «оценивая», т.е. переосмысливая свою прошлую жизнь. И то, что он видел в ней, он теперь начал презирать. Вот когда Савл стал Павлом. Этот человек был очень гордым. Он был исполнен лжeнаправленного рвения, все силы свои отдавая на то, чтобы утверждать свою репутацию среди других столь же гордых и высоко мнящих о себе религиозных людей. Но в это время, как он сам говорит, «пришёл Христос и открылся мне, и я отрёкся от прежних моих путей. Хватит человекоугодничества, хватит религиозности. Отныне я – Христов». «Да и всё почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и всё почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (Филип. 3:8). Павел был человеком, который мог сказать о себе: «когда-то я представлял собой что-то. Все из моего сословия, включая фарисеев, к которым я принадлежал, смотрели на меня снизу вверх. Я среди них был как фарисей, подающий большие надежды, которому был открыт путь наверх, и меня считали святым человеком, авторитетным учителем закона. Я имел прекрасную репутацию в своей стране и считался безупречным в глазах народа. «Но с тех пор, как Христос остановил меня на пути, всё изменилось. Стремление достичь чего-то, стать первым, – всё, что, как я раньше считал, придаёт моей жизни смысл, – всё было оставлено мною. Я увидел, что я совершенно упустил Господа». Павел раньше думал, что его религиозные амбиции, его ревность, его боевой дух, его дела, его занятость свидетельствовали о его исключительной праведности. Он думал, что всё это служит для Божией славы. Теперь же Христос открыл ему, что всё это была одна сплошная плоть, всё делалось только для своего «я». И поэтому Павел принял решение: «я перестал желать и добиваться успеха и признания и решил быть рабом». «Будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести» (1Коринфянам 9:19). Павел увидел, что Иисус принял образ жизни раба. Перед ним был Сам Сын Божий, но с сердцем раба. Павел знал, что и он также был сделан сыном Божиим благодаря жертвоприношению Христа на Кресте, но, подобно Иисусу, он также желал быть сыном Божиим с сердцем раба, и поэтому он решил стать преданным слугою Христу и Его церкви. Возлюбленные, я тоже знаю, что я – сын Божий. И, подобно Павлу, я тоже хочу иметь сердце слуги, как у Христа. «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Филип. 2:5). Иметь ум Христов – значит выйти за пределы всякой теологии. Это значит отказаться от нашей собственной воли и озаботиться заботами Иисуса. Я не знаю иного способа освободиться от своего «я», своих амбиций и мирской славы, никакого другого способа стать рабом Христу и Его Церкви, как только через молитву. Дух Святой пришёл к благочестивому человеку, жившему в Дамаске, по имени Анания. Он дал повеление этому человеку пойти в дом Иуды на Прямой улице, возложить на Савла руки и вернуть ему зрение. Конечно же, Анания слышал о том, кто такой Савл. И он понял, что это будет очень опасно. Но вот как Дух Святой рекомендовал Савла Анании: «он теперь молится» (Деяния 9:11). Господь говорил, в сущности, следующее: «Анания, ты найдёшь этого человека на коленях. Он знает о том, что ты придёшь. Он даже знает, как тебя зовут и зачем ты послан к нему. Он хочет прозреть». Когда Савл получил это внутреннее знание? Как он получил это видение, это чистое слово от Бога? Оно пришло к нему благодаря страстным молитвам и мольбам. Я даже думаю, что эти слова, сказанные Духом Святым Анании, показывают нам, что коснулось сердцa Бога в том, что делал Савл: «он теперь молится». Савл пребывал наедине с Богом в течение трёх дней, отказавшись от всякой пищи и даже воды. Господь – вот всё, что ему было нужно, и потому он простоял на коленях всё это время, молясь и ища Бога. Когда я был ещё подростком, мой отец-проповедник учил меня: «Бог всегда открывает двери перед молящимся человеком». В моей жизни бывали периоды, когда Господь предоставлял мне неопровержимые доказательства этому. Я был призван к проповеди в восьмилетнем возрасте, когда Дух Святой сошёл на меня. Я тогда пал на землю и рыдал, молясь и взывая: «наполни меня, Господь Иисус». Позже, будучи уже подростком, я молился до тех пор, пока Дух Святой не сошёл на меня могущественно, как Бог. Когда я был молодым пастором в Пенсильвании, я вдруг почувствовал внутри себя глубокую духовную жажду, которая заставила меня прилежнее молиться. «Служение Иисусу – это нечто большее, чем то, что я уже делаю. О, Господь, я не могу больше жить жизнью, которая отражает так мало из того, что я нахожу в Твоём Слове. Лучше умереть, чем жить такой эгоистичной жизнью, какой живу я». И я начал молиться: я проводил целые месяцы на коленях, плача и молясь иногда по нескольку часов подряд, пока, наконец, Господь не призвал меня ехать в Нью-Йорк проповедовать гангстерам и наркоманам. Это было более сорока лет назад. Я также стоял на коленях и восемнадцать лет назад, ища лица Божьего со слезами и громкими восклицаниями, когда Он призвал меня ехать обратно в Нью-Йорк, чтобы создать церковь на Таймс-сквер. Тогда снова Господь сказал мне: «Мне нужна твоя воля, Давид. Я хочу, чтобы ты жил Моей волей, Моими заботами». Всегда, когда я слышал слово от Бога, когда у меня было хоть какое-то откровение от Христа, хоть какое-то понимание мыслей Христа, оно приходило не от одного только изучения Библии. Оно приходило через молитву; оно приходило от искания лица Божьего в тайной комнате молитвы. И если видно хоть какое-то проявление Христа во мне, это потому, что я проводил с Ним время наедине в тайной комнате молитвы. Я также помню, что случилось со мной, когда я стал духовно ленив и сух, пренебрегши молитвой. Пренебрежение молитвой чревато тяжёлыми и ужасными последствиями. «Как мы избежим, вознерадев о толиком спасении» (Евреям 2:3). Как может кто-либо из нас, кто во Христе, рассчитывать, что он избежит последствий безмолитвенности? Я знаю, что это такое, когда полноводная река благословений, текущая в моей жизни, вдруг начинает истощаться и сводится до слабого ручейка, который даже не отмечают на карте. Я знаю, что бывает, когда источник воды живой вдруг перестает бить ключом, осушая и изводя всякое благословение, какое было в жизни. Это происходило именно в те периоды, когда я легкомысленно относился к молитве. В такие времена моя молитва представляла собой лишь размышления и задумчивое состояние. В моей молитве не было действенной пылкости. А почему? Потому что заботы этой жизни отнимали у меня время для общения с Господом. Так что же конкретно происходило со мной в эти периоды? Жажда служить превращалась в жалость к себе. Само служение стало казаться тяжёлым бременем, а не благословением. И несчастья одно за другим стали наваливаться на мою душу. Мне пришлось бороться с чувством оставленности, усталости, неверием, тревожным ощущением того, что я очень мало сделал за свою жизнь, даже с мыслями о том, чтобы оставить служение. И поток благословений Божиих прервался: появилась раздражительность в общении с моими близкими, я потерял духовное видение, и новые откровения о Христе больше не приходили. Но я также познал и славу возвращения к пребыванию в молитве с Господом. Как только я вернулся в свою молитвенную комнату, благословения потекли снова. У меня появилась радость и мир, отношения с близкими были восстановлены, и Божье Слово пришло в мою жизнь. «И прибегал он к Богу во дни Захарии… и в те дни, когда он прибегал к Господу, споспешествовал ему Бог» (2Пар. 26:5). «мы взыскали Его, - и Он дал нам покой со всех сторон» (14:7). «все Иудеи… со всем усердием взыскали Его, и Он дал им найти Себя. И дал им Господь покой со всех сторон» (15:15). Писание ясно говорит нам: молящиеся слуги Господа обретают благословение и покой со всех сторон. Если вы твёрдо решили угождать Христу, вам никогда не потребуется иметь одобрение от людей. Если я стараюсь угодить людям, то я просто не могу быть слугой Христа. Если в сердце своём я ставлю одобрение других превыше всего, если таков мой обычный образ мыслей, – влияющий, кстати, на то, как я живу, – то моё сердце будет раздвоено. Я буду всегда стремиться угодить кому-то другому, только не Христу. Через несколько лет после того, как апостол Павел был обращён, он пошёл в церковь в Иерусалиме, чтобы попытаться присоединиться к ученикам, бывшим там. «Но все боялись его, не веря, что он ученик» (Деяния 9:26). Апостолы знали, что у Павла была репутация гонителя. «Церквам Христовым в Иудее лично я не был известен, а только слышали они, что гнавший их некогда ныне благовествует веру, которую прежде истреблял» (Галатам 1:22-23). Варнава помог апостолам преодолеть страх перед Павлом, и они приняли его дружелюбно. Но Павел решил паломничать среди язычников. И Павел действительно очень чётко сам описывает своё призвание. Он отмечает, что он был избран «не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мёртвых» (1:1). Затем он добавляет, особо подчёркивая смысл произносимого им: «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа. …я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью» (Галатам 1:11-12). То, о чём Павел здесь говорит, относится ко всем, кто желает иметь ум Христов: «мне не нужно было читать книжки или привлекать какие-то человеческие методы, чтобы получить то, что я имею. Я получил своё откровение, своё служение и своё помазание на коленях. Говорю вам, это всё пришло ко мне, когда я пребывал в общении с Господом, молясь и постясь. Все откровения о Христе, какие я только имею, приходят ко мне от Святого Духа, который обитает во мне и направляет мою жизнь. Я не могу позволить себе следовать путям и методам других». И Павел здесь подчёркивает, что задолго до того, как он решил о том, чтобы вернуться в Иерусалим, «он пошёл в Аравию» (1:17). Другими словами, он говорит здесь: «я получил моё откровение о Христе не от святых в Иерусалиме. Наоборот, я пошёл в Аравию, в пустыню, чтобы там Христос открылся мне. Я провёл там очень много времени, освобождаясь от себя, внимая и научаясь от Духа Святого». Прошу здесь понять меня правильно: Павел далёк от образа гордого, высокомерного проповедника-одиночки, так как мы знаем, что у него уже было сердце раба. Он отрёкся от всяких планов относительно себя, и обрёл полное удовлетворение во Христе. Павлу не нужен был никто, чтобы показывать ему, как нужно проповедовать Христа. Или как покорять грешников Евангелию. Отныне Дух Святой был его Учителем. Павел верил, что ум Христов изменяет стремления человека навсегда. Когда Христос стал источником его полного удовлетворения, Павел стал направлять свои мысли и стремления на горнее, небесное: «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (Колоссянам 3:1-3). Печально, но это не делает большинство христиан сегодня. Один пастор церкви однажды признался мне: «мой отец всю свою жизнь был очень бедным миссионером-оборванцем. И когда он ушёл на пенсию, он оставался всё так же беден. Он едва сводил концы с концами, чтобы выжить. Я также был призван в служение, но я твёрдо решил для себя, что я не буду так жить, как мой отец. Я буду пастором, который живёт в достатке. Я дал себе обет сделать деньги и вложить их в какое-нибудь дело, чтобы постоянно поддерживать одинаковую сумму». Этому человеку удалось-таки сделать деньги. Но мотивация его была абсолютно неверная. Он доверился своей собственной способности обеспечить своё будущее и будущее своей семьи. В итоге все его вклады обесценились, и он оказался вовлечён в судебный спор относительно его финансов. Благодарение Богу, через определённое время он снова вернулся ко Христу и раскаялся в том, что направлял свои мысли на земное. И теперь он твёрдо решил приобрести ум Христов, и обстоятельства его жизни начали изменяться в лучшую для него сторону. Когда Павел написал своё послание на тему «Ум Христов», он сразу передал его церкви в Филиппах. Именно филиппийским христианам Павел впервые раскрыл эту истину: «имейте ум Христов». Павел писал это послание им, находясь в темнице в Риме. Именно из темничных стен Павел впервые объявил о том, что он имеет ум Христов, потому что отбросил свою репутацию ради того, чтобы сделаться рабом Иисуса и Его церкви. Теперь он писал: «Надеюсь же в Господе Иисусе вскоре послать к вам Тимофея, дабы и я, узнав о ваших обстоятельствах, утешился духом» (Филип. 2:19). Это уже умонастроение, свойственное исключительно уму Христову. Задумайтесь: перед нами пастор, который сидит в тюрьме. Однако он не думает о своём собственном комфорте, своих собственных трудных обстоятельствах. Он беспокоится исключительно о духовном и физическом состоянии своих верующих. И он говорит своим овцам: «моё утешение будет только тогда, когда я узнаю, что вы находитесь в добром здравии, как духовном, так и физическом. Потому я посылаю Тимофея, чтобы узнать о ваших обстоятельствах, для моего успокоения». Далее Павел делает такое тревожное заявление: «Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас» (2:20). Какое печальное утверждение! Когда Павел писал эти строки, церковь в Риме, где он находился, возрастала и получала благословения. Очевидно, в римской церкви тогда были благочестивые пасторы. Однако Павел говорит: «рядом со мной нет никого, кто имеет, как и я, ум Христов». Почему так было? «Потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу» (2:21). Очевидно, в Риме не было ни одного пастора с сердцем раба, – ни одного, кто отбросил бы свою репутацию и стал жертвой живой. Наоборот, каждый преследовал свои интересы. Никто не имел ум Христов. Павел не мог никому доверить дело истинного служения этому собранию верующих. И категоричность этих слов Павла невозможно ничем смягчить: «все ищут своего. Все эти служители ищут только выгоды для себя. Вот почему я никому из них не могу доверить заботу о ваших нуждах и скорбях, кроме Тимофея». Если мы посмотрим на церковь сегодня, мы увидим, что то же самое сейчас происходит во многих церквях. Служители и прихожане в равной степени увлечены вещами этого мира: деньгами, славой, материализмом, успехом. Они призваны служить церкви Иисуса Христа, но они не знают ум Христов. А уму Христову свойственна жертвенность, любовь и забота о других. Говоря словами Павла, «каждый ищет своего». Когда я смотрю на мир, я вижу, как он уже устремляется в хаос. Мы живём в такое время, когда над всем миром висит угроза запланированного ядерного или химического взрыва. Сердца миллионов людей охвачены сейчас страхом. И на церковь Иисуса Христа сейчас ложится такая ответственность, какой не было ещё никогда в истории. Когда я вижу всё это, у меня возникает вопрос: «почему не слышно слова, произносимого со властью во Христе? Где те пастыри, те церкви, те рядовые христиане, которые мыслят так же, как Иисус? Где те, кто ищет не своего, а обретения ума Христова в эти дни?» Те, кто сосредоточен на улучшении своей жизни, отдаляются от близости со Христом. Они могут проповедовать Христа, но они знают Его всё меньше и меньше. И они становятся всё более и более беззащитными перед большими искушениями. Я хочу спросить вас: процветает ли ваша церковь, но при этом в ней вы не можете назвать ни одного, кто, подобно Павлу, искал бы того, что угодно Христу? А как насчёт вас? Когда вы встречаете какого-нибудь безработного, молитесь ли вы о нём? Ищете ли вы способы помочь ему, послужить ему чем-нибудь? Где сегодня юные Тимофеи? Где сегодня те юноши и девушки Божии, которые способны устоять перед всеобщим искушением устремиться вместе со всеми к успеху и славе, и вместо этого устремиться всем сердцем к горячей молитве, подчиняя все обстоятельства своей жизни одной-единственной цели, – стать истинными служителями Христа и Его церкви? Наша молитва должна быть следующая: «Господь, я не хочу быть сосредоточенным только на себе, живя в мире, который вот-вот погрузится в хаос. Я не хочу думать о своём будущем. Я знаю, что Ты держишь мой путь в Твоей руке. Прошу Тебя, Господи, дай мне Твой ум, Твой образ мыслей, Твои заботы. Я хочу иметь сердце Твоего раба». Аминь!
|
||
|