|
|
|
|
||
ЖИЗНЬ БЕЗ СТРАХА «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам…, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что спасёт нас от врагов наших…; сотворит милость с отцами нашими и помянёт святой завет Свой, клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам, небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей» (Луки 1:68-75). Бог изрёк это обетование от начала мира, подкрепив его клятвою завета с Авраамом. В этом обетовании заключены две неслыханные милости: во-первых, придёт Спаситель, Который «спасёт нас от всех врагов наших». Во-вторых, этот Спаситель даст нам «служить Ему небоязненно в святости и правде перед Ним, во все дни жизни нашей». Все пророки указывали на исполнение этого слова во Христе. И эти обетования были исполнены в Иисусовой победе на кресте. Там Господь победил все начальства и власти тьмы, сокрушив ногой змеиную голову сатаны. Именно на Голгофе Мессия спас нас от всех врагов. А как насчёт второй части этого обетования? Там говорится, что Иисус дал нам возможность жить небоязненно во все дни жизни нашей. Какая поразительная перспектива: мы можем провести остаток наших дней на этой земле, не имея необходимости чего-то бояться. Когда я размышляю над этой второй частью данного Божия обетования, я вынужден признаться себе: я этого не достиг. Писание показывает, что даже апостолу Павлу потребовалось много времени, чтобы придти к тому состоянию, в котором он мог жить без страха. А как насчёт вас? Достигли ли вы уже такого состояния? Все мы испытали на себе реальность осуществления первой части этого обетования: Христос принёс победу в нашу жизнь над врагами-демонами. Однако в том, что касается второй части, – жизни без страха, – я чувствую, что лишь очень немногие из нас обладают истинной свободой от страха. Однако Бог не дал бы нам этого обетования, не показав вместе с тем, как его получить. На самом деле Писание чётко показывает путь, идя по которому, каждый верующий сможет жить и служить Ему без страха. В 1-м Послании Иоанна Бог показывает нам, как мы можем жить без страха. Апостол Иоанн умещает всё это в одном стихе: «совершенная любовь изгоняет страх» (4:18). Более того, апостол здесь говорит: «В любви нет страха… Боящийся несовершен в любви» (4:18). Короче говоря, если мы живём в страхе, то из этого познаём, что мы не знаем ничего о совершенной любви. Позвольте здесь заметить, что Иоанн не говорит: «совершенная любовь к Богу изгоняет страх». Он здесь говорит не о непоколебимой любви, свойственной зрелому христианину, как предполагают некоторые толкователи. Нет, не здесь следует искать истинным верующим истоки совершенной любви. Безусловно, мы любим Бога, и этот факт несомненен. Однако посмотрите, что Иоанн говорит о совершенной любви выше в той же главе: «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (4:12). Согласно Иоанну, первое проявление совершенной любви – это безусловная любовь к нашим братьям и сёстрам во Христе. Христианин может говорить, что он любит Бога, что исполняет Его волю, что неуклонно совершает труд свой для Царства. Такой человек может быть почитателем и учителем Слова. Однако если он имеет что-либо на кого-либо, или говорит что-либо против другого, т.е. если он исключает из круга своего общения кого-либо в Теле Христовом, то он ходит во тьме, и дух смерти пребывает на нём. Вся жизнь, все добрые дела напрасны у такого человека. Подумайте о том, что Иоанн говорит о таком: «Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот ещё во тьме» (1 Иоан. 2:9). Иоанн говорит, что такой человек очень легко может упасть. Он добавляет: «Не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нём пребывающей» (3:14-15). Если вы хотите жить всю жизнь без страха, говорит Иоанн, есть способ, каким можно достичь этого. Есть такое понятие, как совершенная любовь, и именно она изгоняет всякий страх. И вот первый шаг к ней, который мы все должны сделать: «Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга» (1Иоан. 4:11). Первое, что мы должны сделать, это исправить наши отношения с членами Тела Христова. Согласно Иоанну, именно здесь берёт начало совершенная любовь. Любить других, – это не обязанность, которую мы сами вменяем себе, это – повеление. Иоанн говорит в предыдущей главе: «А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам» (3:23). «И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (4:21). Проще говоря, мы должны любить друг друга так, как Христос возлюбил нас. Именно в этом любовь усовершается, становится совершенной. И всё же, что подразумевается под любовью к другим? Любовь к другим – это больше, чем прощение, гораздо больше: это значит прощать все прегрешения других против нас. Это значит протягивать им руку общения. Это значит ценить их столь же высоко, как мы ценим других членов Тела. И это значит быть открытыми для них и предлагать им свою помощь во время их нужды. Более того, любить других значит никогда не воздавать тем же за всякий ущерб или обиду, которую они нанесли нам или нашей репутации. Короче говоря, это значит прощать и забывать, погребать всё прошлое в океане забвения, в который Христос бросил все наши грехи против Него. Мы знаем, что Бог смотрит на сердце, поэтому каждый из нас должен заглянуть внутрь себя и задать себе вопрос: «Я покрыл все мои обиды Кровью Христа, но простил ли я на самом деле тех, кто их мне нанёс? Является ли «любовь к другим» во мне завершённым делом? Или же я продолжаю давать обиде мучить меня?» Во втором послании Иоанна содержится предупреждение нам. Второе послание Иоанна говорит, что хождение в истине есть «учение Христово» (2Иоан. 1:9). О чём же это учение? Оно о том, как научиться полному послушанию заповеди Христовой о любви к Его Телу. «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» (2Иоан. 1:10-11). Это – очень суровое слово для нас от Иоанна. И в нём содержится предостережение, чтобы мы не открывали ухо сплетням, так как они сеют неприязнь. Независимо от того, внимаете ли вы таким слухам, или сами сеете их (по телефону, за чашкой кофе или даже в церкви), слушатель их делает такой же грех, как и их распространитель, притом оба, делая это, грубо попирают учение Иисуса Христа о любви к Его Телу. Бог да поможет нам увидеть ужасные последствия внимания злым словам, произносимым от обиды, обсуждения подробностей поведения другого, внимания тому, кто в состоянии гнева высказывает однобокий взгляд на другого и сеет семена раздора. Возлюбленные, дело прощения других и любви к ним есть заповедь. Однако, согласно Иоанну, это есть также и призыв к жизни, свободной от страха. Он говорит, что Дух Святой не будет заставлять нас принять эту истину, Он будет увещевать нас с большой мягкостью, нежно направляя нас к ней: «Заповеди Его нетяжки. Ибо всякий, рождённый от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1Иоан. 5:3-4). Нам может быть трудно любить и прощать других, особенно тех, кто глубоко обидел нас. Но Иоанн заверяет: «И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всём, чего бы мы ни просили, - знаем и то, что получаем просимое от Него» (5:14-15). Когда мы научимся любить и прощать, Дух Святой начнёт вырывать корни непрощения из наших сердец, и притом так, что от непрощения не останется и следа, – всё оно уйдёт, до капли. И вот тогда мы будем способны молиться за тех, кого мы простили, думать о них хорошо и даже служить им. Наконец, мы достигнем того, что начнём видеть их очищенными той же Кровью, что очищает и нас, и соединёнными с нами в Теле Христовом. А это и есть сама суть Иисуса. Но всё же, после того, как мы научимся любить друг друга, как Христос возлюбил нас, нам нужно будет научиться второй стороне совершенной любви. Видите ли, любовь к другим, – это только одна часть совершенной любви. Вторая часть совершенной любви состоит в том, чтобы познать и уверовать в ту любовь, которую Бог имеет к нам. «И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в неё. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём. Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он» (1Иоан. 4:16-17). Обратите внимание на последнюю часть этого стиха. Иоанн говорит нам, что мы теперь поступаем в мире сем так, как поступал Господь: прощая и любя наших врагов. В нас не осталось и следа от мстительности, от злопамятности, от национальной неприязни, – ничего из того, что может осудить нас в Судный День. И поэтому теперь мы должны познать и полностью уверовать в любовь Божию к нам. «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1Иоан. 4:10). Вы понимаете, что здесь говорит Иоанн? Наша любовь к Богу дана нам. Совершенная любовь также означает для нас: знать и верить в Божию любовь по отношению к нам. Более того, Иоанн говорит, что в этой любви не должно быть никакого страха, никакого сомнения в ней. Почему? Если мы будем сомневаться в Его любви к нам, мы будем жить в мучении: «В страхе есть мучение» (4:18). Верить в Божию любовь значит знать, что Он долготерпит нас в наших слабостях день ото дня.. Он слышит каждый наш вздох, собирает каждую нашу слезу, ощущает боль нашего сердца и сострадает нам в наших стенаниях. Этот аспект Божией любви очень ярко проиллюстрирован в Исходе, когда Господь стремился показать Свою любовь Своему народу. Он сказал Моисею: «Я иду избавить Израиля», и Писание говорит: «И стенали сыны Израилевы от работы и вопияли, и вопль их от работы восшёл к Богу. И услышал Бог стенание их» (Исх. 2:23-24). «И сказал Господь: Я увидел страдание народа Моего в Египте…; Я знаю скорби его и иду избавить его» (3:7-8). Фараон сделал всё, чтобы порабощённые израильтяне не могли выполнять свою дневную норму изготовления кирпичей. Итак, как же израильтяне отреагировали на обещание Бога избавить их? «Они не послушали Моисея по малодушию и тяжести работ» (Исх. 6:9). И я спрашиваю вас: верите ли вы, что Бог видит вашу нужду и ваше состояние, так же, как это было и в случае с Израилем? Мы часто бойко говорим: «Христос – наше всё», но когда сталкиваемся с трудностями, – когда всё в нашей жизни идёт не так, когда наши молитвы остаются без ответа, и все наши надежды разбиваются одна за другой, тогда мы погружаемся в страх. На самом деле мы поддаёмся страху всегда, когда колеблемся в нашем уповании на Господа во всём. Но всё дело в том, что Бог никогда не оставляет ни одно Своё дитя в момент скорби, даже тогда, когда обстоятельства вокруг кажутся безнадёжными. Возлюбленные, наша вера не будет настоящей, пока она не будет испытана до самого её предела. Когда Господь вывел Израиля из Египта, Он сказал народу: «Я вывел вас из уз рабства, чтобы привести к Себе». Затем Он последовательно проводил их по местам настолько трудным для жизни, что только чудеса могли спасать их. То была сплошная череда трудных, подчас невозможных обстоятельств, однако все они имели вечную цель: научить их полному упованию на Бога во всех их нуждах. Бог пообещал, что Он будет делать для них невозможное. Он проложил путь для них там, где никакого возможного пути для них не было. И Господь исполнил всё, что обещал. Его единственным желанием было, чтобы Его народ уверовал в то, что Он любит их, что Он знает всё, через что они проходят, что Он слышит каждый их вопль. Всё, что Он хотел услышать от них, это слова, произнесённые с твёрдою верою: «у моего Бога нет ничего невозможного». Каков признак присутствия веры? Покой. Состояние сердца, когда человек говорит: «Будь что будет, а я принадлежу Господу. Он верен мне во всём, как бы безрадостно всё ни выглядело». Автор послания к Евреям имеет в виду именно это состояние сердца, когда пишет: «Посему для народа Божия ещё остается субботство (дословно: покой)» (Евр. 4:9). А каков признак того, что мы ещё не вошли в этот покой? Страх. Как говорит Иоанн: «Боящийся несовершен в любви» (1Иоан. 4:18). А Иаков описывает последствия отсутствия успокоения в любви Божией к нам: «Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что - нибудь от Господа» (Иак 1:6-7). Мы видим, какими могут быть последствия отсутствия упования на любовь Божию в истории с Иосифом и его братьями. В этой истории Иосиф выступает прототипом Христа. Его старшие братья ненавидели его за его честность, поэтому они продали его в рабство первым проходившим мимо торговцам, направлявшимся в Египет. После многих тяжких испытаний и многих лет страдания Иосиф был возвышен до правой руки фараона. Ему было дано толкование снов фараона о семилетнем голоде по всей стране, и он посоветовал фараону начать запасать зерно. Фараон делал это во все урожайные годы, пока не настала засуха. Когда запасы пищи иссякли, отец Иосифа, Иаков, послал своих десятерых сыновей в Египет купить зерна у фараона. Далее идёт знакомая нам интрига: Иосиф узнал своих братьев, они же его нет. Когда они переговаривались между собой, Иосиф услышал, как они каялись в своём грехе, ведь они думали, что он не понимает их речи. Они говорили друг другу: «точно мы наказываемся за грех против брата нашего; мы видели страдание души его, когда он умолял нас, но не послушали; за то и постигло нас горе сие» (Бытие 42:21). И какова же была реакция Иосифа на это их признание? «И отошёл от них, и заплакал» (42:24). Далее по сюжету становится ясно, что Иосиф простил братьям своим в сердце своём. Несмотря на то, что они очень несправедливо обошлись с ним, Иосиф испытывал сильное желание открыться своим братьям, расцеловать их и примирить их с собой. Это образно показывает нам отношение Божьего сердца к нам, согласно Павлу. Он пишет: «будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его» (Рим. 5:10). «Всё же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою» (2Кор. 5:18). Когда мы были ещё грешниками, Бог устранил всякое препятствие, удерживавшее нас от примирения с Ним, жертвой Своего Сына на кресте. Более того, как и Иосиф, Он страстно желает открыть Своё сердце Своим возлюбленным. Наконец, Иосиф не смог больше сдерживать свою любовь к братьям. «И громко зарыдал он… И сказал Иосиф братьям своим: подойдите ко мне… не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни» (Быт. 45:2, 4-5). Любовь Иосифа к своим братьям не была никак связана с признанием их вины. Она не была также результатом их молитв, или поста, или любых добрых дел, или страстных обещаний быть ему рабами. Всё это было проявлением незаслуженной любви. И то же верно и в отношениях между нами и Богом: Он любил нас, когда мы были ещё грешниками, ещё до того, как мы покаялись, до того, как ощутили печаль ради Бога, до того, как мы даже уверовали в Него. И я спрашиваю вас: насколько же больше Бог любит нас сейчас, когда мы ответили на Его любовь и приняли Его милость? Эта великая любовь нашла выражение в том отношении, какое Иосиф проявил к своей семье, когда они примирились с ним: «И поселил Иосиф отца своего и братьев своих, и дал им владение в земле Египетской, в лучшей части земли» (47:11). Иосиф питал и спасал от голода тех самых братьев, которые восстали на него, снабжая их во множестве самыми лучшими египетсткими яствами. Но даже и тогда эти братья продолжали жить в страхе, боясь Иосифа. Через семнадцать лет, когда умер их отец, Иосиф с братьями перенесли тело Иакова назад в Ханаан, где и похоронили его с большими почестями. Находясь там, братья Иосифа начали шептаться друг с другом, говоря: «Иосиф вполне может возненавидеть нас, и тогда уж точно отомстит нам за всё то зло, что мы ему причинили» (50:17). И они пошли к своему брату, пали пред ним и умоляли его со страхом: «Отец наш перед смертью велел нам придти к тебе, признаться в нашем грехе и попросить о милости. Мы просим тебя простить нас, Иосиф. Мы будем тебе рабами. Наша жизнь теперь в твоих руках”. И как Иосиф отрегировал на это? «Иосиф плакал, когда ему говорили это» (Бытие 50:17). Несмотря на слёзы скорби, он по-доброму ответил своим братьям, заверив их: «не бойтесь, ибо я боюсь Бога» (50:19). Я думаю, что эти слёзы Иосифа показывают нам, насколько глубоко он был ранен. Его глубоко ранил этот затянувшийся страх перед ним у его братьев. Представьте себе, какие у него могли рождаться мысли: «Я ведь уже простил моих братьев семнадцать лет назад. Тем не менее, выходит, что всё это время они жили в страхе! Они так и не поняли, как глубоко я их люблю. Они так и не приняли мою любовь». У братьев Иосифа не было ровно никакой причины бояться его. Однако же заметьте, в каком внутреннем состоянии они жили все эти семнадцать лет: их никогда не радовала забота Иосифа, его дары, его щедрость, его доброта и любовь к ним. В результате они всегда находились в напряжении, не могли наслаждаться жизнью, постоянно думая о своих прошлых грехах, и всегда неправильно понимали благорасположение их брата к ним. Иосиф был рад им, показывая свою любовь к ним объятиями, поцелуями и слезами радости. Он радовался тому, что мог благодетельствовать им и хвалился ими перед мирскими египтянами. Всем своим отношением Иосиф показывал им: «Мы примирены. Мне неинтересно, что было у вас в прошлом. Единственное, что я хочу, – это раскрыть вам своё сердце». Однако братья за все эти годы так и не поверили ему. И потому они постоянно испытывали беспокойство, были озабоченными, безрадостными. Они думали, что каждое их испытание было посланной им Богом расплатой за их грехи. Печально, но то же верно и в отношении многих верующих сегодня. Подобно Иосифу, Бог скорбит о той печали и боли, которые мы доставляем самим себе тем, что не успокаиваемся в Его любви. Послание к Евреям говорит нам, что Христос в славе сострадает нам в немощах наших (см.Евреям 4:15). Он относится к нам с участием, сострадает нашим тяготам и скорбит, когда мы скорбим. Скажи же мне, возлюбленный, как ты себя чувствуешь в связи с этой великой истиной? И вот что, как я думаю, было глубочайшей причиной слёз Иосифа. Он скорбел не из-за того, что его братья неправильно поняли его доброту или оскорбили его любовь. Нет, этой причиной было следующее (я это взял из одного старого церковного псалма): «О, сколько раз мы лишаемся покоя души, сколько ненужных мук мы переносим, и всё потому, что всё это в молитве Богу не приносим!» Иосиф воистину любил своих братьев, и по-настоящему рад был им, а потому мы можем представить, насколько он был опечален тем, что столько лет они понапрасну мучились в сердце своём. Он представил себе, какими страхами они всё это время мучились, какого мира и душевного покоя они сами себя лишали, с каким чувством вины и самоосуждения уживались, будучи скованными все эти годы цепями страха. И я думаю, Иосиф плакал из-за того, что они не пришли к нему и не открыли все свои страхи сразу, ещё в самом начале их жизни в Египте. Он открыл дверь своего сердца перед ними, но они так и не вошли в неё. Согласно Иоанну, когда наша любовь сообразуется с Божьим Словом, – когда мы принимаем Его любовь и заботу о нас и любим друг друга безусловной любовью, только тогда мы будем жить без страха. И будем иметь дерзновение в день суда. И будем жить здесь и сейчас так, как жил Христос: без страха. Когда из сердца изгоняется страх, происходит нечто удивительное. Когда из сердца изгнан весь страх, приходит совершенная любовь. Вот послушайте, что пел Давид: «Слава и величие пред лицем Его, могущество и радость на месте Его» (1Пар. 16:27). Корень слова «радость» в Новом Завете имеет значение «прыгать от радости». Божье сердце прыгает от радости за тех, кто имеет полноту совершенной любви. Сейчас мир буквально тонет в страхе. Человечество дрожит перед глобальным потеплением, перед страхом террористических атак, перед страхом ядерной войны, перед шаткой экономикой, перед чумой СПИДа, массовыми убийствами, возвышением ислама, политическим хаосом, широким распространением наркомании, алкоголизма и порнографии. И я спрашиваю вас: как мы можем завоёвывать сердца для Христа, если мы сами находимся в плену у того же самого духа страха, что и мир? Какую надежду мы можеми предложить, даже более того, какое евангелие мы проповедуем, если оно не изменяет нас самих и не избавляет от страха? Бог дал нам Новый Завет, чтобы заверить Свою Церковь в Его любви и полном прощении грехов, чтобы привести нас в познание Его радости от нас, чтобы мы могли твёрдо знать, как сильно Он любит нас, и могли прожить нашу жизнь небоязненно. Смотрите, что сказано: «И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся» (Исаия 35:10). «Господь - свет мой и спасение моё: кого мне бояться? «Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?...Если ополчится против меня полк, не убоится сердце моё» (Пс. 26:1-3). Уже очень давно пора было бы Божьему народу предать всё в Его руки. Я призываю вас: перестаньте искать свои пути выхода из проблемы. Вместо этого положитесь на силу Божьего Слова. Дайте Господу вложить в вас Свою радость, и прямо сейчас. И ваше переполненное радостью сердце будет «шокировать и приводить в трепет» всех боящихся вокруг вас. Аминь.
|
||
|