|
|
|
НОВЫЙ ЗАВЕТ СО СНЯТЫМ ПОКРЫВАЛОМ
|
||
Глава
восьмая
ХРИСТОС, НАШ ПЕРВОСВЯЩЕННИК
НОВОГО ЗАВЕТА
Позвольте мне рассказать
вам историю об одном мальчике-царе, который в шестнадцать лет взошел
на иудейский престол. Его звали Озия, и по-еврейски его имя означает
«сила у Бога». С самых юных лет этот царь был ищущим Бога, и Писание
говорит нам: «…и в те дни, когда он прибегал к Господу,
споспешествовал ему Бог» (2Пар. 26:5). Мать Озии
звали Иехолия, что значит «Бог даст силу». Очевидно, Иехолия была
благочестивой женщиной, которая с самого детства учила своего сына
путям Божьим. Возможно, она говорила ему: «Настанет день, когда ты
наследуешь престол твоего отца, и когда ты воссядешь на этом троне,
тебе понадобится сила Божья. Поэтому, когда придет это время, ты
всегда должен обращаться к Господу. Твое сердце всегда должно быть
полностью предано Ему, и Он будет давать тебе силу и укреплять
тебя». Иехолия также, возможно, говорила своему сыну, что по этой
причине и назвали его Озией. Она хотела, чтобы ее сын был силен в
Господе на протяжении всей своей жизни, чтобы осуществлять Божьи
цели. Другим источником
могущественного влияния на жизнь Озии был пророк Захария. Этот
праведный муж был современником пророка Исаии. Писание говорит, что
Захария был весьма благочестивым пророчествующим мужем Божьим,
который верно служил Господу во все дни своей жизни. Без сомнения,
он также учил Озию путям Божьим, и Писание говорит, что этот юный
царь искал Бога во все дни, пока был жив его благочестивый учитель. Библия очень
просто, но проникновенно говорит об Озии. Она говорит: «И помогал
ему Бог…» (ст.7). Бог могущественно благословлял этого человека.
Озия стал одним из самых сильных и успешных царей своего времени и
царствовал над Иудеей 52 года. И, как говорит Писание, все эти годы
он продолжал искать Господа. Действительно, мы можем сделать вывод,
что сила Озии была не только военной и материальной, но и
нравственной. Мы читаем, что он очистил страну от всякого
идолопоклонства, и эти смелые действия только способствовали росту
его славы. В Озии было то, что явно отличало его от других. Это была
сильная личность – и это было следствием того, что Слово Божье с
юных лет глубоко укоренилось в его сердце. Этому способствовали его
заботливая мать и благочестивый пророк Захария. Однако, после пяти
десятилетий верного хождения пред Господом, Озия пережил нечто
трагическое. На пятидесятый год своего царствования – на самой
вершине своего могущества – Озия согрешил перед Господом: «Но
когда он сделался силен, возгордилось сердце его на погибель его, и
он сделался преступником пред Господом, Богом своим; ибо вошел в
храм Господень, чтобы воскурить фимиам на алтаре кадильном»
(ст.16). Озия
совершил ужасный грех: он пытался сделать себя первосвященником
Иудеи. Только несколькими короткими стихами описывает Библия этот
странный поступок царя. Вначале он сделал себе медную кадильницу,
затем наполнил ее – не священным огнем, взятым от жертвенника
кадильного, но своим собственным – «чуждым огнем». В конце концов,
Озия направился во святилище, чтобы совершать там священно-действие
в качестве самозванного священника. Ему это так и не
удалось. Первосвященник Азария и восемьдесят других священников
преградили ему путь. Они недвусмысленно заявили ему: «Не тебе,
Озия, кадить Господу; это дело священников, сынов Аароновых,
посвященных для каждения…» (ст.18). Они сказали: «Озия, тебе
этого не дано. Ты хорошо знаешь, что не принадлежишь к
священническому роду, который назначил Сам Бог. Ты поступаешь
беззаконно – ведь ты не призван к этому». Услышав это, Озия
разгневался на священников. Затем случилось нечто ужасное: «…и
когда разгневался он на священников, проказа явилась на челе его,
пред лицем священников, у алтаря кадильного» (ст.19). Не успел
Озия и шагу сделать, как на челе его явилась проказа. Внезапно царь
осознал, что с ним произошло и, прежде чем он мог бы еще больше
осквернить храм, священники выпроводили его: «…и понуждали его
выйти оттуда, да и сам он спешил удалиться, так как поразил его
Господь» (ст.20). Обесславленный царь выбежал из храма,
признавая свой статус прокаженного. Вы можете недоумевать:
«Какое отношение эта история имеет сегодня к нам? Какое она
отношение имеет к завету? Я знаю, Павел говорит, что все, записанное
в Ветхом Завете, предназначено для нашего наставления и разумения,
но я просто не понимаю, какой здесь урок». Может, эта история
предназначена, чтобы научить нас, как можно подвести Бога после
стольких лет следования за Ним, если мы вздумаем возгордиться своей
силой? Да, это так – но здесь есть гораздо больше. Может, это в
понимании опасностей и ловушек, подстерегающих тех, кто имеет успех
и благоденствует? Да, и об этом – но опять же, эта история о чем-то
намного большем, чем эти вещи. Этот отрывок
говорит о грехе самой религиозности. Он предназначен для верующих,
которые долгое время верно ходили пред Господом – людям, которые
обрели великую нравственную силу и в результате были благословенны
Богом. Подобно Озии, они не являются безнравственными или неверными,
всегда стремясь к тому, что является праведным в Божьих очах. И
вследствие своей праведной жизни, когда они слышат слово о грехе,
они могут, положа руку на сердце, сказать: «Я так рад, что эти слова
не относятся ко мне. Я не нахожусь под властью какого-либо особого
греха. Я не знаю никакой связанности, похоти, порочной привычки или
зла в своей жизни. Я честно могу сказать вместе с Павлом: «Подвигом
добрым я подвизался». Все мы знакомы с такого
рода верующими. Они поистине являются благословением для окружающих.
И, хотя царь Озия был именно таким слугою Господа – Библия ясно
говорит нам, как пятьдесят лет его верного служения Богу оказались
тщетными. Как мог такой нравственно сильный человек закончить тем,
что преступил Господни заповеди? Как мог тот, которому Бог так много
помогал в течение долгих лет, в конце подвергнуться суду и закончить
жизнь отлученным от общества прокаженным? Я верю, что история Озии
является предостережением всем праведным верующим, живущим сегодня.
Подумайте только – Озия жил чистой, нравственной жизнью. Он испытал
влияние пророческого служения двух мощных пророков, Захарии и Исаии.
Он пятьдесят лет жил праведной жизнью. Так что же было страшного в
том, что он совершил в храме, что Бог свел на нет все то хорошее,
что было сделано за эти годы? Как могло случиться, что пятьдесят лет
моральной силы оказались в конце грязными рубищами в очах Господних? Озия навлек Божий гнев
тем, что пытался действовать в качестве своего собственного
первосвященника. Он думал: «Я такой же святой, как любой священник.
Я уже пятьдесят лет хожу пред Господом, ища Его лица. Я морально
чист и духовно крепок в моем хождении с Богом. Во мне нет никакого
зла. Наверняка все мои добрые дела за эти годы сделали меня
достаточно заслуженным у Бога. Так что я просто войду во святилище и
представлю пред Ним свои пятьдесят лет верного хождения как жертву.
Это должно быть вполне приемлемым для Него». Существует великая
опасность приходить в присутствие святого Бога – во Святое Святых –
со своим собственным, чуждым огнем, нашей собственной кадильницей
добрых дел. Вы можете
думать: «Я уже знаю это; я не такой, как Озия. Я понимаю, что
единственным моим первосвященником является Иисус Христос. Я никогда
бы не подумал о том, чтобы представить Господу свою собственную
жертву. Я бы не дерзнул войти в Его присутствие, думая, что мои
добрые дела или праведность могут считаться какой-то заслугой. Я не
виновен в том, что совершил Озия». Однако, многие честные,
праведные верующие все же ведут себя так, как будто они являются
первосвященниками. Они входят во Святое Святых с чуждым огнем, как
это сделал Озия. Они вносят в присутствие Божье кадильницу своей
собственной доброты, энергии, способности и воли. Они претендуют на
первосвященство для себя, и осознают они это или нет, они обходят
первосвященство Христа. Не думайте, что с
преданными последователями Иисуса такого не бывает. Видите ли, в
жизни каждого верующего приходит время – как правило, когда он
меньше всего этого ожидает – когда враг приходит, как река, с
непреодолимыми искушениями, ожившими похотями, непредвиденными
неуда-чами. Это время, когда христианина больше всего подмывает
действовать, как будто он сам себе первосвященник. Наступает момент,
когда он должен решить, пытаться ли ему самому принести жертву, или
же надеяться на избавление посредством первосвященства Иисуса
Христа. Первые семь глав
послания к Евреям исполнены уроков на тему веры и неверия, святости,
слышания Божьего голоса, божественного покоя, молитвы, заветов,
служения Духа Святого и многого другого. Затем, в 8-й главе, автор
заявляет: «Главное же в том, о чем говорим, есть то…»
(Евр.8:1). Он говорит нам: «Вот смысл всего, о чем я говорил. Все,
что изложил я вам в предыдущих семи главах, сводится к этому. Так
что, если вы этого не поняли, вы не поняли ничего». Теперь мы
подошли к сути всего этого – тому высшему, что доступно нашему
пониманию. Это следующее: «…Мы имеем
такого Первосвященника, Который
воссел одесную престола величия на небесах» (8:1). Это
является краеугольным камнем всякой евангельской проповеди и
духовного разумения: мы имеем Первосвященника, восседающего на
престоле славы. Иисус Христос является нашим милостивым,
сострадающим Первосвященником, Который находится непосредственно в
самом присутствии святого Отца и ходатайствует за нас. Он хочет,
чтобы мы знали, что это больше не наша битва, потому что Он
исполняет все дело ходатайства за нас, и Он делает это в
соответствии с заветом, который Он заключил в вечности с Отцом. Позвольте
мне немного пояснить о первосвященстве Христа. В древнем Израиле,
когда первосвященник входил во Святое Святых, он входил «не без
крови» (9:7). Прежде чем войти во внутреннее святилище, он
совершал искупление грехов народа: «...однажды в год один только
первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи
неведения народа» (9:7). Здесь
проявляется разница с Новым Заветом, со Христом в роли нашего
Первосвященника: «…но со Своею Кровию (Христос) однажды вошел во
святилище и приобрел вечное искупление» (9:12). «Ибо Христос
вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное,
но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие»
(9:24). «Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными
освящаемых» (10:14). Снова и
снова мы видим, как автор повторяет одну и ту же мысль: Христос
является нашим единым Первосвященником, и Его жертва достаточна для
всех наших нужд, на все времена. Разъясняя эту мысль, автор цитирует
пророка Иеремию: «Вот завет, который завещаю им после тех
дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их и в мыслях их
напишу их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более». А где
прощение грехов, там не нужно приношение за них. Итак, братия, имея
дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа,
путем новым и живым, который Он вновь открыл нам чрез завесу, то
есть, плоть Свою, и имея великого Священника над домом Божиим, да
приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением
очистивши сердца от порочной совести, и омывши тело водою чистою»
(10:16-22). Мы узнаем
здесь, что наш Первосвященник учредил новый завет, или соглашение,
которое гласит, что Он напишет Свои законы в наших сердцах. Сверх
того, Он обещает научить нас Своим путям и соблюсти нас в Своей
святости, а исполнителем этого будет Дух Святой. Однако, после того,
как автор подчеркивает все эти чудесные истины, он делает одно
сильное предупреждение. Говоря прямо, это предостережение то же
самое, что и данное Озии: «Ибо,
если мы, получивши познание истины, произвольно грешим, то не
остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и
ярость огня, готового пожрать противников. Если отвергшийся закона
Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается
смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот,
кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета,
которой освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто
сказал: «У Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь». И еще:
«Господь будет судить народ Свой»
(10:26-30). Автор этого
отрывка пытается преподать нам весьма отрезвляющее предостережение:
«Вы получили познание Хрис-това первосвященства. Теперь, если вы не
будете основываться на Его кровной жертве – если вы попытаетесь сами
быть для себя первосвященниками, противостоя греху своими
собственными силами и принося Богу чуждый огонь своей человеческой
энергии – ваше приношение будет неприемлемо. Не существует другой
жертвы помимо Христовой, и если вы предпочитаете Его жертве свою
собственную, вы пренебрегаете Кровью Его завета. Вы оскорбляете
Христа, своего единого и
единственного Первосвященника – и на вас падет Его возмездие». Озия пытался
войти в Божье присутствие без крови – то есть, неся свою собственную
жертву, энергию и добрые дела. Но к Отцу нет никакого другого пути,
как только через завет жертвенной крови, которая является Христовой
Собственной Кровью. Возможно, вы можете
сказать: «Благодарение Богу, я – давнишний, верный и добросовестный
слуга Господа». Если это так, я не умаляю ваших нравственных
достоинств. Я благодарен Богу за каждого святого, который имеет
свидетельство побеждающего действия Духа Святого. Скорее, я
обращаюсь к хорошему человеку, который пытается войти в Божье
присутствие, как если бы он сам был своим первосвященником. Такой
человек приходит к Божьему жертвеннику, неся кадильницу с чуждым
огнем – пытаясь сам защищать свое дело, ходатайствуя за себя, говоря
Богу, как тяжко он потрудился, чтобы поступить праведно. Я знаю одного
благочестивого пастора, которому перевалило за шестьдесят; всю свою
жизнь он верно служил Богу. С тех пор, как он встретился с Господом,
он жил, свободный от каких-либо мучительных греховных мыслей. Но
неожиданно, под старость, он впал в глубокую, страшную депрессию.
Откуда-то на него нашла темная туча – и из глубины его депрессии его
разум стали атаковать грешные мысли похоти. Этот человек не мог
понять, что происходит. Он взывал: «О, Господи, откуда это взялось?
Что со мной происходит?». Но, казалось, небеса закрыты – а грешные
мысли все продолжали наседать. В конце концов, этот
благочестивый служитель увидел, что у него есть два пути. Первый –
это броситься наземь, рыдая, плача и валяясь в отчаянии, по причине
этого непонятного греха; позволить, чтобы его одолел страх и чтобы
дьявол устрашал его. Он мог бы погрузиться в себя, чувствуя, какой
он недостойный, погибший и грешный. Он мог бы поступить, как будто
сам был своим первосвященником, всячески пытаясь своими силами
выправить то, что произошло. Он мог бы молиться: «Господи, Ты
знаешь, как это не похоже на меня. Если Ты только дашь мне время и
еще потерпишь меня, я справлюсь с этим. Я сделаю все, что могу,
чтобы у меня не было больше этих нечистых помыслов. Я хочу
возвратиться туда, где был до того, как подвергся этому адскому
нападению. Я выкарабкаюсь из этого, чего бы это мне ни стоило». Но если бы этот
служитель поступил так, он сделал бы точно то, что сделал Озия. Он
входил бы во святилище с чуждым огнем – его кадильница была бы
наполнена человеческой силой и делами плоти. Он напрягался бы,
трудился, действовал своими собственными силами, чтобы освободиться. Благодарение Богу, этот
слуга Господа избрал другой путь. Он быстро понял: «Я не являюсь
первосвященником». И вместо этого, он обратился к единому и
единственному Первосвящен-нику, Иисусу Христу. Он молился: «Господи,
я не знаю, что случилось. Но Ты обещал мне в Твоем завете, что
будешь сопровождать меня до конца, и я верю Тебе. Ты заповедал мне пленять
всякое помышление в послушание Твоему Слову. Но вот сейчас Ты
знаешь, что у меня нет силы, чтобы сделать это. Все эти грешные
помыслы восстают в моем разуме, и я не могу остановить их. Сатана
мучит меня ими. Но, Иисус, Ты заключил завет, обещая дать мне новое
сердце и новые мысли. Ты сказал, что простишь меня и сохранишь, и
что Твой Святой Дух даст мне силу для победы. Поэтому, Господь, я
сейчас смело прихожу на основании Твоего завета, чтобы получить всю
ту силу, которую ты обещал мне, посредством Твоего Духа, и я иду с
верой в эту силу, уповая на то, что Ты избавишь меня от моего
угнетателя». Этот служитель писал,
что после этого он успокоился и ожидал, чтобы видеть спасение
Господне. И действительно, Бог избавил его, благодаря небесной силе
– посредством милости, благодати, силы и огня Духа Святого. Недостаточно знать, что
мы имеем Первосвященника на небесах. Мы должны видеть в Нем нашего
милосердного, утешающего и успокаивающего Первосвященника – нашего
Ходатая во всех наших страданиях и искушениях. Не имеет значения,
каковы наши обстоятельства, с какими искушениями мы встречаемся – Он
уже был там прежде нас. Он знает, каково это для нас – и поэтому мы
можем ожидать от Него милости. Наш любящий
Первосвященник никогда не удерживает от нас Свое прощение. Он во
всякое время готов излить на нас всю благодать и милость, в которых
мы нуждаемся: «Ибо Ты, Господи, благ и милосерд и многомилостив
ко всем, призывающим Тебя» (Пс. 85:5). «Щедр и милостив
Господь, долготерпелив и многомилостив» (Пс. 102:8). «…ибо у
Господа милость и многое у Него избавление» (Пс. 129:7).
Бог имеет для
нас всяческое изобилие – более чем достаточно,
преизобильно, сверх всего того, что может когда-либо нам
понадобиться. «…Проказа
явилась на челе его, пред лицем священ-ников, в доме Господнем… И
взглянул на него Азария первосвященник и все священники… И понуждали
его выйти оттуда, да и сам он спешил удалиться, так как поразил его
Господь. И был царь Озия прокаженным до дня смерти своей, и жил в
отдельном доме, и отлучен был от дома Господня…»
(2Пар. 26:19-21). В конце
концов, о чем говорит нам история Озии? Она говорит нам, что как бы
усердно мы ни старались победить грех – как бы мы ни надеялись на
свои дела, плоть и силу, чтобы одержать победу – проказа греха будет
по-прежнему покрывать нас. Только мы посчитали, что у нас есть
что-то, что мы можем дать Богу – когда мы думаем, что мы
господствуем над своим грехом, являемся более чем победителями –
наше беззаконие прорывается вновь. Озия думал, что он
святой, потому что пятьдесят лет был верен Богу. Но в тот момент,
когда он попытался действовать в качестве первосвященника, он увидел
свое истинное состояние. Подобным же образом сегодня, когда мы
пытаемся приносить Богу наши собственные дела и силу, Дух Святой
дает нам понять, какие мы слабые и нечистые. Мы снова впадаем в
грех, о котором думаем, что победили его. Мы обнаруживаем, что в нас
нет ничего доброго – никаких заслуг и праведности, и видим свою
нужду в Первосвященнике, чтобы очиститься от своей проказы.
Благодарение Богу, мы имеем такого Первосвящен-ника. Он с любовью
исцеляет нашу проказу, терпеливо прощает наш грех и
сверхъестественным образом восстанавливает нашу душу. Читая историю царя Озии,
мы должны понять, что пророк Исаия любил этого человека. Он был его
другом и советником, поэтому Исаия должен был глубоко огорчиться,
услышав о грехе Озии. Должно быть, его сердце сокрушалось, видя, что
его царь оканчивает свои дни в бесславии, как прокаженный. Явно, что
Озия провел свои несколько последних лет в некоторого рода
изоляторе. Когда наконец царь умер,
это потрясло душу Исаии. Думая о случившемся, он возвел очи к небу и
провозгласил: «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего
на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь
храм» (Ис. 6:1). Пророк ясно увидел, что бывает, когда кто-то
пытается принести чуждый огонь в святое присутствие Бога. Его душа
была так взволнована при этой мысли, что он восклик-нул: «Есть
только один Первосвященник – и Его престол на небесах. Господь дал
мне увидеть нашего Первосвященника – и
это не царь Озия. Наш Первосвященник высок, свят, превознесен над
всеми». Исаия предвидел
священство Иисуса Христа, во всей Его славе и силе, и ему хотелось
кричать: «Взирайте на единого и единственного Первосвященника! Он
высок и свят, и вся земля полна Его славы». Что произошло дальше,
просто поразительно. Когда пророк предстал перед внушающей
благоговейный страх Божьей святостью, он воскликнул: «Горе мне!
Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также
с нечис-тыми устами, - и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа»
(ст.5). В те дни
прокаженные должны были закрывать свою верхнюю губу тряпкой или
одеждой, что указывало на их нечистоту. Так что, когда Исаия говорит
здесь о «человеке с нечистыми устами», он имеет в виду свою духовную
проказу. Он говорит: «Царь Озия все время был прокаженным, не
подозревая об этом, а теперь я вижу, что и я прокаженный. Мы все
прокаженные, мы так далеки от Господней святости, мы крайне больны
грехом». Он увидел, как мы отличаемся от Бога, и нет никакого пути,
чтобы преодолеть это расстояние, перекрыть эту пропасть. Для этого
требуется такое чудо благодати, которое может совершить одни только
Господь. Итак, что же сделал
Исаия? Покинул ли он Божье присутствие, как это сделал Озия? Или же
он обратился к собственным усилиям? Нет – Исаия сразу же смирился,
склонившись перед увиденным величием святости. Но как же была очищена
душа пророка? Как было очищено его беззаконие? Совершил ли это он
сам, благодаря своей воле, силе и решимости? Нет. Он просто веровал
– и ожидал, что Дух исполнит это. И, в соответствии со Своим Словом,
Бог сделал это. Он послал к Исаии серафима с горящим углем в руке,
который приложил этот уголь к устам Исаии, очищая их огнем. Пророк
был очищен полностью – благодаря действию Того, Кто сидел на
престоле. Ясно, что Исаия
предвосхитил грядущее служение Христа, и потому он говорит к нам
сегодня: «Озия был не единственным прокаженным; мы все являемся
прокаженными, которые нуждаются в очищении, и для этого недостаточно
наших собственным плотских дел и усилий. Единственная сила, которая
может помочь нам победить – это огонь Духа Святого». Вот о чем говорит весь
Новый Завет. Ветхий Завет имел целью показать нам, насколько мы
поражены проказой и неспособны исцелить себя. Но теперь, в Своем
Новом Завете, Бог говорит к нам: «Дитя Мое, Я знаю, что ты этого не
можешь сделать, поэтому Я помогу тебе. Я знаю греховность твоего
сердца, поэтому Я дам тебе новое сердце. И я знаю, что ты не в силах
угодить Мне, поэтому Я сделаю так, что ты будешь желать исполнить
Мою благую волю. Я возьму твое каменное сердце и дам тебе плотяное
сердце. Возможно, ты не вполне
понимаешь все это. Но Я пошлю тебе Мой Дух, и Он научит тебя всему.
Когда Он придет, чтобы жить в тебе, Он начнет запечатлевать все Мои
повеления в твоем сердце и разуме, и Мое слово будет с тобою ночью и
днем. Я сделаю все это для тебя». Помните – сила всегда
Его, не наша. Дух Святой сделает реальностью всякую благодать и
милость Христову, дарованные нам, когда мы уверовали в Его спасающую
силу. Мы имеем Мужа славы – Богочеловека, Который сохранил Свою
человеческую природу и понимает наши чувства и нужды. Он пошлет вам
более великую меру Духа Своего, чтобы совершить в вас полное
освобождение от всякой власти и господства греха. Все, что требуется
с вашей стороны – это шаг веры. Идите же к вашему
Первосвященнику, и просите Его о более великой мере Духа, чтобы
сделать вас свободными. |
||
|